Сегодня весь мир отмечает
День женщин и девочек в науке. Международный праздник был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций для обеспечения полного и равного доступа к науке для женщин и девочек и их участия в ней.
Среди аспирантов ЮГУ, коих всего 106, 30 представительниц прекрасного пола. И скорее всего, этот показатель будет только расти. Ведь более половины участников студенческого научного обществе ЮГУ - это девушки. Сейчас в
СНО «Устойчивое развитие северных территорий» состоят 264 студентки. Углублённо наукой занимаются инженеры и экологи, юристы и филологи - подразделения СНО открыты в каждой высшей школе университета. Одно из таких есть и Высшей нефтяной школе. О первых шагах в науке, СНО и разработках мы поговорили с начинающим учёным магистрантом 1 курса ЮГУ Алиной Савченко.
«Мне очень нравится атмосфера в нашей лаборатории»
- Какой разработкой вы сейчас занимаетесь?
- В лаборатории химии нефти мы занимаемся фундаментальным исследованием. Мы рассматриваем, как влияют нейтральный и основные азотсодержащие соединения на групповой состав нефтяных дисперсных систем. Точнее я больше углубляюсь в высокомолекулярные соединения – асфальтены. Мы проверяем, как азотистые основания влияют на агрегацию, то есть на оседание асфальтенов. Мы стремимся к тому, чтобы асфальтены дольше оставались в коллоидном состоянии. Наше исследование может пригодиться нефтяным компаниям. Частая проблема заключается в том, что асфальтены при изменении внешних условий (температуры, давления, состава дисперсной среды) выпадают в осадок и откладываются на стенках труб, а это мешает при потоке нефти – транспортировке, добыче, обработке. Это частая проблема особенно в «тяжёлых нефтях». Мы стараемся помочь решить эту проблему.
- Какие разработки и на какие конкурсы вы подавали?
- Мы подавали заявку на конкурс по программе
«УМНИК» в октябре 2023 года. Это разработка ингибитора на основе асфальтеноподобных азотистых оснований, который мы получили при помощи синтеза. В качестве синтеза использовали термолиз. Мы решили, что синтезированные нами вещества могут сами использоваться как продукт – ингибитор. Мы прошли заочные и очный этапы. Мне сказали, что я набрала приличное количество баллов, поэтому, возможно, наша разработка будет рекомендована к финансированию. Если мы получим грант, то мы будем проверять, работает ли наш ингибитор.
- Что можешь сказать о развитии студенческой науки в нашем университете и о том, как проходит работа в вашей лаборатории?
- В ЮГУ открыты СНО, где ребята делятся своим опытом. В
Высшей нефтяной школе тоже есть студенческое научное общество, куда входят геологи, химики и нефтегаз. У нас бывают точки соприкосновения и бывает, что мы сходимся во мнении. Интересно рассматривать с разных сторон: экологи исследуют, например, как прибор может повлиять на окружающую среду, мы, химики, стараемся, чтобы меньше вреда было природе, и в то же время, чтобы было полезно. Мы стараемся делать так, чтобы наши изобретения, материалы и приборы были менее затратными, экологически выгодными.
Мне очень нравится атмосфера в нашей лаборатории. К нам приходят даже студенты первого курса и говорят: «Мы хотим заниматься наукой!» И они такие счастливые, радостные. Мы отвечаем: «Добро пожаловать! Мы вас ждём!» И они с удовольствием в свободное от учёбы время приходят, занимаются, перенимают от нас опыт. И сами, конечно, изучают дополнительно статьи, учебные пособия, втягиваются в научное общество. Хоть студенты и работают на одних и тех же приборах, но с разными веществами - нефтью, моторным маслом, бензином. Интересно проводить обработку результатов, искать и находить закономерности. Есть в науке такое высказывание:
«Отрицательный результат – это тоже результат». Мы понимаем, что в каком-то направлении лучше уже не стоит двигаться, лучше попробовать что-то другое.