Лаборатория социальных и психолого-педагогических исследований
Заведующий лабораторией

Тимошкина М.В.
Должность:  Заведующий лабораторией
Телефон:  357-637

Сотрудники лаборатории

Наумова М.В
Должность:  Психолог
Ученая степень:  кандидат психологических наук
Овсянникова О.С.
Должность:  Психолог
Телефон:  357-639
E-mail:  kafedrapip@inbox.ru



ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ:



Цель - обеспечение социологического и психологического сопровождения деятельности ВУЗа, проведение социологических и психологических исследований прикладного характера, а также проведение исследований для внешних заказчиков.

Внутренняя деятельность лаборатории:

  • осуществление исследовательской деятельности для выявления общественного мнения студентов по различным аспектам учебной и не учебной деятельности;

  • изучение бюджета времени студентов для оптимизации учебного плана;

  • изучение работы отдельных структурных подразделений ВУЗа для повышения эффективности их работы;

  • осуществление психологического сопровождения учебного процесса;

  • обучение студентов гуманитарных направлений статистическим методам обработки данных (программы Excel, SPSS);

  • наглядное обучение студентов методам социологических и психологических исследований.

Внешняя деятельность лаборатории:

  • проведение прикладных социологических исследований;

  • проведение фокус-групповых исследований;

  • предоставление услуг по социально-политическому консалтингу.

  • проведение ПРОФОРИЕНТАЦИИ школьников, студентов и взрослых.


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАБОРАТОРИИ:

Лаборатория СППИ оказывает широкий спектр услуг по профориентационному сопровождению школьников, студентов и взрослых. На сегодняшний день в лаборатории представлено 5 компьютерных психодиагностических комплексов, рассчитанных на людей разных возрастов:

1.      ПРОФНАВИГАТОР

Методика предназначена для диагностики профессиональной направленности учащихся 5‐8 классов (средняя школа), а также других групп детей данного возраста. Методика оценивает интересы, интеллектуальные способности и качества темперамента ребенка с целью определения его профессиональных склонностей к различным сферам деятельности и обучения, для последующей рекомендации кружков и вариантов дополнительного развития.

1. Диагностика интересов ребенка. Позволяет определить основные сферы профессиональных интересов ребенка: интересы к науке, технике, общению, риску и т.п. Блок отражает познавательную направленность и развитость человека. Блок адаптирован специально под среднюю школу, вопросы представлены в форме картинок.

2. Диагностика интеллектуальных способностей. Определяет структуру интеллекта ребенка, профиль способностей, общий уровень интеллектуального потенциала.

3. Диагностика личностных качеств и темперамента. Определение склонностей к активности и общительности, эмоциональности, эстетичности и т.п.

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится не более 23 минут (от 40 до 55 сек. на задание, в зависимости от шкалы).

 2.  ПРОФМАСТЕР

Методика разработана с целью диагностики профессиональной направленности учащихся 8‐11 классов, а также выпускников школ, еще не имеющих опыта работы. Методика оценивает психологическую готовность и профессиональные склонности респондента к различным сферам работы с целью выбора будущей профессии и направления обучения в рамках среднего профессионального образования (СПО).

Методика состоит из 110 самооценочных вопросов, предполагающих три варианта ответа («да, верно», «затрудняюсь ответить», «нет, не верно»). Время выполнения теста не ограничено и в среднем составляет 15‐20 минут.

Первые 30 вопросов теста направлены на диагностику готовности респондента справляться с возможными нежелательными аспектами работы (готовность или не готовность к различным условиям труда). Результаты представлены в терминах следующих трех шкал:

Остальные 80 вопросов теста направлены на диагностику склонностей (интересов, подкрепленных соответствующими личностными качествами) респондента к работе в различных сферах труда (диагностика содержания будущей профессии).

Данную диагностику рекомендуется проводить совместно с методикой «ПРОФОРИЕНТАТОР» для получения более подробных результатов.

3.   ПРОФОРИЕНТАТОР

Комплекс ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 8-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы.

Комплекс включает в себя три блока:

1. Структура интересов. Данный блок состоит из 84 утверждений, диагностирующих сферу интересов по 8-ми факторам, условно обозначаемым как: «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск». Выбор восьми шкал осуществлялся с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е.А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд).

2. Структура интеллекта. Данный блок состоит из 73 вопросов, представляющих собой задания на определение уровня развития различных способностей (факторов умственной деятельности), условно обозначаемых в методике как «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание».

3. Структура личности. Данный блок состоит из 50 вопросов-утверждений, ориентированных на выявление личностных качеств. Факторы данного блока основываются на Большой Пятерке (Big Five) личностных качеств, за исключением шкалы «Открытость опыту (обучаемость)».

Тест включает в себя различные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий (всего теста) уходит в среднем около 60 минут.

После проведения диагностики назначается консультация с психологом, который подробно расскажет о результатах тестирования и перспективах профессионального развития клиента (выбор профильного класса, уровня образовательного учреждения, вариантах дополнительного развития и образования). Кроме того клиенту выдаются полные результаты диагностики, включающие в себя шкальный профиль, диаграмма профильных классов, список подходящих профессий с необходимыми вступительными испытаниями и полную текстовую интерпретацию по каждому показателю теста.

4.      ПРОФКАРЬЕРА

Комплекс предназначен для оценки профессионально-важных качеств, способностей, мотивации и компетенций для прогнозирования дальнейшего профессионального и карьерного развития. Комплекс может применяться для тестирования студентов и выпускников, а также молодых специалистов для определения пути их дальнейшего развития, конкурсного отбора и т.п. Также комплекс может применяться для тестирования взрослых людей в ситуации карьерного консультирования, оценочных процедур и ассесмент - центров.

Структура теста:

1. Диагностика жизненных установок и ценностей человека. Позволяет определить уровень жизненной зрелости, активности и ответственности.

2. Диагностика карьерных интересов. Позволяет определить основную направленность человека в бизнес – сфере, обозначить оптимальные для человека бизнес – роли: управленца или специалиста, аналитика или коммуникатора, исполнителя или предпринимателя, администратора или инноватора.

3. Диагностика интеллектуальных способностей. Определяет структуру интеллекта человека, сильные/слабые стороны, общий уровень интеллектуальной работоспособности.

4. Диагностика трудовой мотивации. Определение основных мотивирующих факторов, побуждающих человека к работе. Выявление значимых условий труда, направленности на достижения, процесс/результат.

5. Диагностика личностных качеств. Определение склонностей к лидерству, активности и общительности, аналитичности или эмоциональности, организованности, практичности или творческого склада характера.

Отчет по результатам тестирования включает в себя следующую информацию:

  • графический профиль, указывающий значения факторов по трем блокам;

  • текстовые интерпретации (расшифровки результатов) по факторам;

  • список сходных профилей (наиболее подходящих деловых позиций);

  • круговую диаграмму «Вектор карьеры» (наиболее свойственные респонденту направления карьерного развития);

  • круговую диаграмму «Тип карьеры» (наиболее свойственные респонденту типы карьер).

После проведения диагностики назначается консультация с психологом, который подробно расскажет о результатах тестирования и перспективах профессионального развития клиента

5.      ПРОФКОНСУЛЬТАНТ

Комплекс ориентирован на работу с взрослыми людьми, рассматривающими вопрос о выборе профессии, профессиональной переподготовке, о получении второго высшего образования. Также может использоваться при профотборе и аттестации персонала.

Комплекс Профконсультант состоит из трех блоков:

1. Диагностика мотивации: состоит из 66 парных сравнений, диагностирует сферу профессиональной мотивации; оценка идет по 12-ти факторам мотивации с расчетом генеральной шкалы «Внешняя –внутренняя мотивация»;
2. Диагностика структуры интеллекта: состоит из 72 заданий, направлен на определение уровней развития различных способностей - факторов умственной деятельности; данный блок является составным и содержит 6 шкал для оценки способностей с дополнительным расчетом общего балла по интеллекту;
3. Диагностика личности: состоит из 100 вопросов, ориентирован на выявление личностных качеств и измеряет 5 базовых факторов, а также дополнительный показатель по социальной желательности (стремлению респондента скрыть или приукрасить какую-то информацию о себе в процессе тестирования).

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 40 минут (от 50 до 70 сек. на вопрос, в зависимости от шкалы).

Среднее время прохождения теста – 1-1,5 часа.

Отчет по результатам тестирования включает в себя следующую информацию:
  • графический профиль, указывающий значения факторов по трем блокам;
  • текстовые интерпретации (расшифровки результатов) по факторам;
  • список сходных профессий;
  • круговую диаграмму (наиболее свойственные респонденту профессиональные сценарии).


ПРЕЙСКУРАНТ СТОИМОСТИ УСЛУГ ЛАБОРАТОРИИ

№ п/п  Комплекс тестирования  Контингент  Стоимость услуги 
Профнавигатор   учащиеся 5-8 классов  800
Профмастер   учащиеся 8-11 классов  800
3 Профоиентатор   учащиеся 8-11 классов  900
4 Профкарьера   студенты, выпускники, молодые специалисты  1200
5 Профконсультант  студенты, взрослые  1100

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Написание и публикация отчетов и статей по результатам проведенных социальных и психолого-педагогических исследований.

2. Создание сборника отчетов по исследованиям, проводимым лабораторией.

3. Написание и публикация отчетов по результатам тестирования, проводимого в рамках лаборатории


УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Использование методик психологического тестирования в преподавании дисциплин психологического профиля.

2. Использование социологических методик для преподавания дисциплин -социология, исследования социально-экономических и политических процессов и др.


СОТРУДНИЧЕСТВО ЛАБОРАТОРИИ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Лаборатория успешно сотрудничает с Департаментом социального развития ХМАО– Югры, Департаментом образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Думой округа, БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийским центром занятости населения».

Лаборатория является региональным представительством «Центра тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии» (г. Москва) с 2003 года.