Научные школы

        

 

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА ГИЛЬМАНОВА С.А.

 

Социальная активность образования

 

Область знаний: Педагогика, психология образования

Руководитель: Гильманов Сергей Амирович, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета

 

Участники научной школы:

№ п/п

ФИО

Ученая степень, звание; почетное звание; членство в академиях наук, др. организациях, имеющих государственный статус

Место работы, должность

1.       

Гильманов

Сергей

Амирович

Д.п.н., профессор; руководитель Ханты-Мансийского отделения РПО, член Координационного совета РПО

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», профессор

2.       

Айварова

Нина

Геннадьевна

К.пс.н., доцент; Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», доцент

3.       

Братцева

Ольга

Анатольевна

К.п.н., доцент; Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», доцент

4.       

Еремеева

Людмила

Ивановна

К.п.н., доцент; Почетный работник высшего образования; Почетный работник общего образования; Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; член Международной академии наук педагогического образования

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», доцент

5.       

Миронов

Андрей

Валерьевич

К.пс.н., доцент; Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», доцент

6.       

Мищенко

Владимир

Александрович

Д.п.н., доцент; Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», профессор

7.       

Наумова Мария Вадимовна

К.пс.н., доцент

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», доцент

8.       

Тимошкина

Марина

Валерьевна

Член Российского общества социологов

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», заведующая лабораторией социальных и психолого-педагогических исследований

9.       

Овсянникова Ольга Сергеевна

-

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», техник 1 категории лаборатории социальных и психолого-педагогических исследований

 

Количество кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в научно-педагогическом коллективе за последний период (10 лет).

 

Миронов Андрей Валерьевич, кандидат психологических наук, год защиты – 2013

Наумова Мария Вадимовна, кандидат психологических наук, год защиты – 2012

Мищенко Владимир Александрович, доктор педагогических наук, год защиты - 2012

 

За период деятельности научного коллектива было проведено более 20 исследований, основными из которых являются:

1.         Молодежь Югры (на 2006–2008 гг.) Целевая программа. – Ханты-Мансийск, 2005.

2.         Развитие системы образования в городе Ханты-Мансийске на 2008–2011 годы. Программа. – Ханты-Мансийск, 2008.

3. Проведение исследования и разработка предложений по повышению профессиональной мобильности на рынке труда. Отчет по научно-исследовательскому проекту / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Югорский гос. ун-т. – Ханты-Мансийск, 2007.

4. Психологические аспекты влияния продолжительности учебных занятий на утомляемость обучающихся различных возрастных групп. Отчет по научно-исследовательскому проекту / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Югорский гос. ун-т. – Ханты-Мансийск, 2008.

5. Обзор реализации природосообразных методов и технологий обучения детей коренных малочисленных народов Севера в условиях общеобразовательной школы и выработка методических рекомендаций для педагогов по их применению 2008-2009 г.

 

Основные публикации коллектива: статьи в ведущих научных журналах, научные монографии, учебные пособия, зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности (за последние 5 лет):

Гильманов С.А. Экономические аспекты профессионального мышления// Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы двенадцатой междунар. науч.-практ. конф./ под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 687 с. С. 65-72.           

Гильманов С.А. Формирование электронной образовательной среды и преподаватель высшей школы // "Ученые записки РГСУ", 2011, Том 9, Часть 2. – С. 212-219.

Гильманов С.А. Субъектно-моделирующий подход к формированию методологической компетентности будущих педагогов-психологов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. – 2012, № 1. – С. 63-72.

Гильманов С.А. Возможности и ограничения средств информационно-коммуникационных технологий в развитии мышления участников процесса обучения // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Москва, 14–18 февраля 2012 года: Научные материалы, Том II. – М., 2012, с. 19-20

Гильманов С.А. Субъективные критерии акме // Акмеология. – 2012. – Специальный выпуск № 2. – С. 50-51.

S. Gilmanov. About a specialty «pedagogue-psychologist» in Russia // International Journal of Psychology, 2012, vol. 47. Abstracts of the XXX International Congress of Psychology.– p. 299.

Гильманов С.А. Подготовка образовательной дисциплины к использованию средств информационно-коммуникационных технологий // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал. – 2012, № 5., С. 93-98.

Гильманов С.А. Критерии оценивания творческой индивидуальности педагога // Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва,22–24 ноября 2012 г. / отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики»; Росс.гуманит. науч. фонд. – М.: Логос, 2012. – 354 с., С. 242-243.

Гильманов С.А. Поиск смысла жизни как фактор саморазвития и самореализации личности педагогов-психологов // Развитие личности в условиях цивилизационных перемен: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции c международным участием. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 140 с. С.86-89.

Гильманов С.А. Общеобразовательный потенциал социальной психологии // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 323 с., С. 273-274.

Гильманов С.А. Ориентация преподавания педагогики и психологии на развитие профессионального мышления в вузах культуры и искусства // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. № 5(11) / 2013 Серия «Педагогика и психология», С. 21-26.

Гильманов С.А. Характеристики профессионального понятийного мышления педагога-психолога // «Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования» (Москва, 19-20 мая 2015): Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2015. – 180 с., С. 34-38.

Личность в процессе социализации: коллективная монография. – Ханты-Мансийск: ФГОУ ВПО «Югор. гос. ун-т», Гуманитарный ин-т, 2015. – 254 с.

Айварова Н.Г. Влияние билингвизма на самоопределение подростков. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» - Москва, 2010, С. 10-11.

Айварова Н.Г. Особенности самоопределения детей  коренных малочисленных народов Севера. Материалы IV Всероссийской конференции финно-угроведов, Ханты-Мансийск, 2010, С. 349-351.

Айварова Н.Г. Проблемы самоопределения подростков коренных малочисленных народов Севера. Материалы V Всероссийской конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» - Москва, 2010, С. 255-258.

Айварова Н.Г., Каракина О.А. Исследование семейных ценностей юношей и девушек на этапе предбрачного общения. Сборник тезисов Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по специальности «Педагогика и психология», Екатеринбург, 2010, С. 44-47

Айварова Н.Г., Миронов А.В. Актуальные вопросы подготовки и переподготовки учителей для работы с детьми коренных малочисленных народов Севера. Заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования», 2011, С. 91-93.

Айварова Н.Г. Этнокультурные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуалные проблемы и перспективы развития». Москва,  11-12 марта 2011,           С. 10-11.

Айварова Н.Г. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Севера при переходе на новые образовательные стандарты. Вестник угроведения., Ханты-Мансийск. – 2011 - №1, С. 9-18.

Айварова Н.Г. К вопросу языкового развития детей коренных малочисленных народов Севера. Вестник угроведения. Ханты-Мансийск. – 2012.

Айварова Н.Г. Особенности этнической идентичности подростков разностатусных этнических групп.  Материалы третьей международной научной конференции. «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии», Смоленск, 2012 г.

Айварова Н.Г. Формирование этнической идентичности как одна из задач общественно-научных учебных предметов Материалы Международной научной конференции «Мордовский народ в истории и культуре многонационального Российского государства».– Саранск, июнь 2013 г.

Айварова Н.Г. Многонациональный детский оздоровительный лагерь как условие формирования толерантности. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития».  Москва, 2013.

Айварова Н.Г. Социокультурный контекст развития детей коренных малочисленных народов севера. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Школа Л.С. Выготского», посвященная юбилею Л.И. Божович (с международным участием) (21-23 ноября) / под ред. Л.Ф. Баяновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013.

Айварова Н.Г. Психологические аспекты изучения родного языка детьми коренных малочисленных народов Севера. Этнопедагогика: история и современность : материалы Мсждунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 17-18 окт. 2013 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: В. С. Болбас [и др.]. - Мозырь, 2013.

Айварова Н.Г., Ведрова Л.А. Детские этно-оздоровительные центры Югры как трансляторы культурных традиций. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Школа Л.С. Выготского», посвященная юбилею Л.И. Божович (с международным участием) (21-23 ноября) / под ред. Л.Ф. Баяновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 11-15.

Айварова Н.Г. Психологическое сопровождение формирования культуры межнациональных отношений подростков в условиях многонационального детского оздоровительного лагеря. Материалы Международной научно-практической конференции «Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах». – Иркутск, 26-июня – 3 июля 2014 год.

Айварова Н.Г. Этнопсихологические особенности формирования самоотношения подростков. Личность в процессе социализации: коллективная монография / Под ред. Мищенко В.А. – Ханты-мансийск, 2015. – С. 22-41

Айварова Н.Г.  Формирование этнической идентичности в процессе образования / Вестник Югорского университета – №1 (36), –2015. – С. 9-16

Братцева О.А. Формирование основ профессиональной культуры в вузе. Молодежь Сибири- науке России: материалы международной научно-практической конференции (20-21 апреля 2010)., Красноярск – Часть 3.- Красноярск: СИБУП, 2010 – 394с. –  С. 285-289

Братцева О.А. Интерактивное обучение как основа  развития  профессиональной культуры. Актуальные проблемы подготовки профессионалов ХХI века в условиях гуманизации образования. Ханты-Мансийск, 2011- С. 304-308.

Братцева (Чистякова) О.А. Проблемы организации  педагогического образования национальных кадров на Урале в 20-е годы ХХ века. Вестник  угроведения, № 4 (7), 2011.

Братцева (Чистякова) О.А. Роль педагога в организации интерактивного обучения. Materialy 8 mezinarodni vedecko-prakticka conference  “ DNY VEDY -2012” , 27.03 -05. 04 2012, Praha.

Братцева О.А. Уполномоченный по правам ребенка: история становления. Осмысливая современность: материалы Vнаучно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 6 декабря 2014г.)/ Комитет по образованию г.Ханты-Мансийска, ФГБОУ ВПО ЮГУ, Гуманитарный ин-т. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015.С.40-45.

Братцева О.А. Становление педагогического образования на Урале в 20-е годы ХХ века. Личность в процессе социализации: коллективная монография/ Мин-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО ЮГУ, Гуманитарный ин-т. – Ханты-Мансийск, 2015. С.197-212.

Еремеева Л.И. Организация учебной деятельности студентов как условие подготовки к профессиональному самообразованию. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Самообразование личности в информационной среде: Ханты-Мансийск, 2010, С. 33-37

Еремеева Л.И. Исследование направленности на деловое сотрудничество будущего педагога-психолога. Всероссийская конференция с международным участием. Актуальные проблемы подготовки профессионалов 21 века в условиях гуманизации образования. Ханты-Мансийск, 2010.

Еремеева Л.И. Проблема нравственного воспитания  в русской педагогике  на рубеже 19-20 веков века. Х Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения, 2010 г.

Еремеева Л.И. Двадцать лет с профессионалами. История кафедры педагогики в фактах и лицах Усть-Каменогорск.- ВКГУ, 2012.

Еремеева Л.И.  Сотрудничать или соперничать: вот в чем вопрос. //Международный сборник "MORAL POTENTIAL OF THE SOCIETY: REPRODUCTION PRESERVATION AND INTENSIFICATION ISSUES" ("Духовный потенциал общества: проблемы сохранения и интенсификации воспроизводства" шифр сборника L20) , США.

Еремеева Л.И. Сотрудничество как оптимальный тип взаимодействия в педагогической деятельности А.С. Макаренко. Сборник материалов Международных социально-педагогические чтений «Воспитание человека – дело счастливое и посильное: посвященные 125-летию Антона Семёновича Макаренко». Москва 2013.

Еремеева Л.И. Мотвационный программно-целевой подход в формировании делового сотрудничества будущего специалиста. // Материалы П Международной заочной научно-практической конференции. Мозырь, 2012

Мищенко В.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов педагогических ВУЗов. Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина. 16-17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. – Ч. I. – М.: МАНПО, 2010, С. 584-588

Мищенко В.А. Национальный менталитет, как особый фактор формирования профессиональной мобильности. Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. - № 8. – 2010, С. 128-136

Мищенко В.А. Религиозные верования и профессиональная мобильность. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия «Педагогика. Психология», – Москва - выпуск 3 (18) – 2010, С. 7-13

Мищенко В.А. Развитие профессиональной мобильности в СССР в послевоенный период. Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. – № 9. – 2010, С. 202-209.

Мищенко В.А., Тимошкина М.В. Влияние утомляемости учащихся на формирование профессиональной мобильности. Культура физическая и здоровье. – Воронеж – № 5(30), декабрь, 2010 г.

Мищенко В.А. Формирование профессиональной мобильности у студентов. В мире научных открытий. – Красноярск – № 4 (10), Часть 18, 2010, С. 23-125

Мищенко В.А. Профессиональная мобильность выпускников вузов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югра). Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. - 2011. – № 1, С. 231-236.

Мищенко В.А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности. Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 2, С. 255-261

Мищенко В.А. О подходах к определению типологии профессиональной мобильности. Известия Самарского научного центра РАН, т. 13, № 2(5), 2011, С. 1109-1112

Мищенко В.А. Роль принципов дидактической интеграции знаний в формировании профессиональной мобильности студентов в условиях гуманизации образования. Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 2.

Мищенко В.А., И.А. Тенюнина, С.П. Беловолова, А.И. Жданок. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности у студентов вузов. Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3, С. 54-60

Мищенко В.А., Черкасов А.В. Теоретические аспекты формирования профессиональной мобильности студентов вузов на современном этапе реформирования высшего образования. Педагогическое образование и наука. – № 5. – 2012, С. 70-75

Мищенко В.А., Булатова О.В. Условия формирования профессиональной мобильности студентов в инновационной образовательной среде вуза. Педагогическое образование и наука. – № 5. – 2012, С. 76-81.

Мищенко В.А. Инновационные подходы к высшему образованию как средство формирования профессиональной мобильности у студентов. Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы, перспективы : материалы ІІ Междунар. заочной науч.-практ. конф., Мозырь, 25-26 нояб. 2011 г. / редкол.: В. Н. Навныко (отв. ред.) [и др.] ; УО МГПУ им. И. П. Шамякина. – Мозырь, 2012. – 301 с.

Мищенко В.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности у студентов вузов. Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3.

Мищенко В.А. Теоретические аспекты формирования профессиональной мобильности студентов вузов на современном этапе реформирования высшего образования. Педагогическое образование и наука. – № 5. – 2012. 

Мищенко В.А. Условия формирования профессиональной мобильности студентов в инновационной образовательной среде вуза. Педагогическое образование и наука. – № 8. – 2012.

Мищенко В.А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у будущих педагогов. Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина: 20-21 сентября 2012 года, Курск. В 2-х ч. Ч. II. – Курск.: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012. – 419 с.

Мищенко В.А. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической мобильности студентов педагогических специальностей. Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося учёного-педагога, академика В.А. Сластёнина (Белгород, 17-18 сентября 2013 г.)/Отв. ред. И.Ф. Исаев.-Белгород: ИД "Белгород", 2013.

Миронов А.В. Особенности самоотношения подростков – представителей разностатусных этнических групп. «Мир науки, культуры, образования» - Барнаул: Изд-во Алтайской государственной академии  культуры и искусств, 2011

Миронов А.В., Айварова Н.Г. Особенности и взаимосвязь этнической идентичности и самоотношения подростков разностатусных этнических групп. «Психология образования в поликультурном пространстве» - Елец_ Изд-во Елецкого государственного университета, 2011 г.

Миронов А.В. Этническая идентичность как фактор формирования этнической идентичности. Теория и практика общественного развития. – 2012. –  № 11.

Миронов А.В. Специфика структурных компонентов и типов этнической идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Соціальна психологія : Український науково-практичний журнал – Киiв: Український центр політичного менеджменту, 2012 (апрель). – № 1-2.

Наумова М. В. Некоторые аспекты теоретического анализа феномена «эмоциональной гибкости» специалистов социономических профессий в психологической науке : в 6 т. [Текст] / М. В. Наумова // Молодежь и наука: реальность и будущее : материалы III междунар. науч.-практ. конф., Невинномысск, 2010 г. – Невинномысск : Изд-во НИЭУП, 2010. – Т. III. – С. 335–338

Наумова М.В. Формирование эмоциональной гибкости будущих педагогов-психологов в процессе учебно-профессиональной деятельности [Текст] / М. В. Наумова, Н. Н. Колмогорцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов XV междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 6 октября 2010 г. / Под. общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 139–143

Наумова М. В. Принципы и закономерности развития эмоциональной гибкости специалистов социономического типа [Текст] / М. В. Наумова // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования : материалы всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ханты-Мансийск, 28 октября 2010 г. – Ханты-Мансийск : АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», 2010. – С. 225–230.

Наумова М. В. Формирование эмоциональной гибкости как профессионально важного качества будущего педагога-психолога [Текст] / М. В. Наумова // Психологические проблемы современного общества: опыт решения и перспективы : сб. науч. тр. / сост. А. М. Скотникова ; науч. ред. С. А. Минюрова, Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – С. 77–80.

Наумова М. В. Технология формирования эмоциональной гибкости будущих педагогов-психологов в процессе учебно-профессиональной деятельности [Текст] / М. В. Наумова, Н. Н. Колмогорцева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2011. – № 3. – С. 108-113.

Наумова М. В. Эмоциональная гибкость как основополагающее качество специалистов психолого-педагогических специальностей: курс лекций и практических занятий (часть I и II) : учеб.-метод. пособие [Текст] / М. В. Наумова, Н. Н. Колмогорцева. – Шадринск : ОГУП «Шадринский дом печати», 2011. – 118 с.

Наумова М. В. Формирование эмоциональной гибкости у будущих педагогов-психологов: программа психологического тренинга [Текст] / М. В. Наумова. – Шадринск : ОГУП «Шадринский дом печати», 2011. – 78 с.

Тимошкина, М.В. Централизация власти в России как форма политического давления: стратегия укрупнения регионов и ее последствия для жилищной сферы // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы международной научно-практической конференции (24 декабря 2010 года). В 2-х частях. – Ч. 1. / Отв. Редактор Наумов А.В. - Прага, Чешская республика: Studio spol. S r. o., 2011. – 292 с.  

Тимошкина, М.В.,  Брагина, Е.М. Государственное управление в сфере жилищного строительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: современное состояние, проблемы, перспективы // Экономические и социальные факторы развития народного хозяйства (материалы II региональной научно-практической конференции аспирантов и магистрантов). – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2014. – 274 с.

Тимошкина, М.В. Анализ государственной жилищной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Электронный сборник материалов IV Международной научно - практической Интернет - конференции студентов и аспирантов «Энергия науки». – Ханты-Мансийск: Изд. Югорского гос. ун-та, 2014. – 668с.

Тимошкина. М.В. Жилищная политика в Российской Федерации: региональный аспект на примере Ханты-мансийского автономного округа – Югры // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы VIII международной научно-практической конференции (28 апреля 2015 года). – Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2015. – 263 с.

Белова Л.А. Тренинг. История развития метода. Осмысливая современность : материалы V научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 6 декабря 2014 г.) / Комитет по образованию г. Ханты-Мансийска, ФГБОУ ВПО «Югор. гос. ун-т», Гуманитарный ин-т. – Ханты-Мансийск : Югорский формат, 2015. С. 107-110.

Овсянникова О.С. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педагогических специальностей в образовательной среде вуза. III Международная Молодежная Интеллектуальная Ассамблея: сборник научно-исследовательских работ / Науч. Ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2012. С. 51-54.

Овсянникова О.С., Мищенко В.А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у будущих педагогов. Педагогическое образование: вызовы ХХ века. Материалы III Международной научно-практической конферен-ции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина: 20 – 21 сентября 2012 года, Курск. В 2-х ч. Ч. II – Курск.: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012. С. 97 – 101.

Личностно-профессиональный тренинг как условие формирования психологической культуры студентов технических направлений подготовки. / Овсянникова О.С. [ и др.]/ Психологическая культура в пространстве образования: сб. науч. ст. Х  Юбилейной Всерос. студ. Олимпиады по психол.-пед. образованию, Екатеринбург, 14-17 апреля 2014 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. С. 146-152.

Овсянникова О.С. Особенности формирования профессионального самоопределения в условиях реализации ФГОС ВПО. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА : сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2014 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2./ - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 154-157

Овсянникова О.С. Проблемы формирования профессиональной устойчивости студентов в условиях обучения в вузе. Осмысливая современность : материалы V научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 6 декабря 2014 г.) / Комитет по образованию г. Ханты-Мансийска, ФГБОУ ВПО «Югор. гос. ун-т», Гуманитарный ин-т. – Ханты-Мансийск : Югорский формат, 2015. С. 111-114.

 

Социально активное образование – это субъекты системы образования (охватывая общности и организации) и параметры самого процесса образования такие действия, свойства которых позволяют реализовать целенаправленное, инициативное, конструктивное, продуктивное участие образования как социального института в значимых изменениях в социокультурной жизни общества, региона, включая активность педагогов и учащихся в социуме стратегические преобразования в самой системе образования. Характер активности может быть различным – от влияния опосредованного, при простом осознании в обществе важности знаний, до прямого, когда представители системы образования (ученые и практики) становятся субъектами инновационной социальной деятельности.

В системе образования могут создаваться и действовать различные (в том числе и групповые) субъекты социальной активности, а сама система может осуществлять разные виды общественных действий, имеющих глобальный и перспективный характер: субъектом образования является формирующийся человек, а профессионалы образования – это специалисты в области влияния на человека, формирования его качеств.

В системе образования региона возможна актуализация различных факторов повышения ее социальной активности. Разрабатываемым в рамках научной школы подходом является выделение следующих факторов:

– содержательно-деятельностный (содержание, технологии, ступени, структурные подразделения системы образования, система внешних и внутренних действий и взаимодействий участников образовательного процесса и социума);

– социально-психологический (общение, отношения, ценности участников образовательного процесса, их трансляция и стимулирование в социуме, социализация личности);

– средовой (организация социокультурной среды региона).

Действие этих факторов будет эффективным тогда, когда будет выстроена система поддержки, обеспечивающая социальную активность образования в формировании личности. Ориентация на данные факторы позволяет, по нашему мнению, выделить критерии и признаки усиления социальной активности образования. Такими критериями могут быть, например: для содержательно-деятельностного фактора – эффективность, для общения и отношений – благоприятность, для среды – продуктивность. Можно выделить ориентировочные признаки, позволяющие эмпирически выявить степень социальной активности образования.

А) Для определения социальной активности в содержательно-деятельностном факторе такими признаками могут быть:

– уровень освоения и внедрения современных развивающих, культуроориентированных содержания и технологий образования (индикатор: число программ);

– полнота преемственности и непрерывности, представленности звеньев и видов образования в региональной системе образования (статистические данные об образовательных организациях и числе студентов);

– количество сторон социокультурной жизни региона, в которых образование имеет значительной влияние (широта влияния: число культурных инициатив в различных сферах жизнедеятельности региона);

– степень влияния образования в тех или иных социокультурных компонентах жизнедеятельности региона (глубина влияния: число реализованных инициатив участников системы образования);

– значимость критериев эстетичности и культуроемкости в оценке продуктов, созданных в результате проявления социальной активности (по экспертной оценке);

Б) Социальная активность в социально-психологическом факторе может быть определена через следующие признаки:

– широта общения и отношений: связи с другими социальными структурами, с друзьями образовательного учреждения, с выпускниками, отражение деятельности образования в средствах массовой информации;

– уровень эмоциональной привлекательности, интереса к усовершенствованиям в системе образования и к реальным действиям по изменению социума у всех субъектов образования;

– степень привлекательности взаимного общения всех субъектов образовательного процесса;

– уровень инициативности и ответственности субъектов образования при проявлениях социальной активности;

– степень свободы действий субъектов образования при проявлениях социальной активности;

– количество сплоченных коллективов единомышленников.

В) В средовом факторе признаками могут служить:

– широта включенности всех компонентов образовательной среды в связи с социальной, культурной средой города, страны, мира;

– уровень адаптивной ориентации: степень учета возможностей каждого ребенка в зависимости от его интеллектуальных способностей и физических возможностей, возможности удовлетворения разнообразных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающая условия для их самореализации и самосовершенствования;

– степень материально-дидактической и научно-методической обеспеченности процессов обучения и воспитания;

– уровень защищающего характера образовательной среды: социальная защита, сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, экологическая чистота;

– уровень целесообразности временнòй загруженности: режим деятельности, соотношение объемов учебной нагрузки и отдыха.

По этим признакам (показателям) можно говорить, эффективен ли содержательно-деятельностный фактор, благоприятен ли социально-психологический фактор и продуктивна ли созданная социокультурная среда. Высокая социальная активность образования есть тогда, когда показатели по всем факторам будут достаточно высокими.