Помнить, чтобы не повторить
Студенты ЮГУ приняли участие в программе «Memory as a tool of change: lessons from Germany», организованной Югорским госуниверситетом и немецкой организацией IFAIR (Young Initiative on Foreign Affairs and International Relations).

C 1 по 11 марта они знакомились с деятельностью музеев, мемориальных комплексов и других учреждений Берлина и близлежащих городов.

Германия представляет собой уникальный пример того, как можно переосмыслить собственную историю и проводить на государственном уровне политику «незабвения» - сохранения коллективной памяти населения страны о прошлом, какими бы травматическими не были воспоминания о нацизме и Холокосте. «Помнить, чтобы не повторить» - так можно кратко охарактеризовать подход немцев к собственной истории 20 века.

Чтобы узнать, как это реализуется на практике, 12 сотрудников и студентов специальностей «Туризм» и «Лингвистика» ЮГУ отправились в Германию, где их ждала насыщенная образовательная программа: семинары в Мемориале памяти убитых евреев Европы и информационном центре «Топография террора», лекции профессоров Европейского Университета Виадрины г. Франкфурт-на-Одере и многое другое.

Помимо Холокоста, была затронута еще одна важная тема – жизнь в ГДР после строительства Берлинской стены. Эти годы ознаменовались тотальной слежкой за населением сотрудниками и информантами Штази – министерства государственной безопасности. Участники проекта побывали в архиве Штази, где своими глазами увидели картотеку дел, содержащих доносы и сделанные тайно фотографии, а также несколько сотен мешков порванных файлов, которые сотрудники пытались уничтожить во время «мирной революции» в Германии. В архив Штази в начале 90-х начали обращаться жители ГДР, чтобы ознакомиться со своими делами. Так они узнавали, кто именно на них доносил, и это разрушило немало семейных и дружеских связей.

Последние три дня программы прошли в мемориальном комплексе Заксенхаузен-Ораниенбург на территории одноименного концлагеря. Здесь студенты сами стали участниками образовательных программ, которые там проводятся. В отличие от других мемориалов, к примеру, Бухенвальда и Освенцима, в Заксенхаузене отказались от использования так называемой «шоковой» педагогики. Там нет никаких ужасающих фотографий и рисунков, но есть истории отдельных людей, ставших жертвами тоталитарного режима. Основная задача их образовательных проектов – вызвать сочувствие и заставить задуматься немецких школьников и студентов о том, что лично они могут сделать для того, чтобы подобное больше никогда не повторилось.

По словам Папановой Юлии, координатора проекта «Memory as a tool of change: lessons from Germany» со стороны ЮГУ, по итогам поездки все участники получили незабываемый опыт и знания: «Мне кажется, у Германии действительно есть чему поучиться в том, что касается исторической памяти. Мы много говорили о коллективном чувстве вины немцев и том, как преодолеть его, не переписывая истории; о том, почему Холокост был возможен, и как подобное предотвратить в будущем. Мы узнали очень много нового, либо посмотрели на уже известные события с другой стороны. К примеру, я никогда не задумывалась, что вообще-то Холокоста не было непосредственно в Германии: больше половины всех погибших евреев были уничтожены на территории бывшего СССР, а остальных отправляли в лагеря смерти в Польше и других оккупированных странах».

Первый опыт сотрудничества ЮГУ и IFAIR оказался успешным, и в дальнейшем планируется реализация других проектов по развитию российско-германского сотрудничества, в том числе посвященных более «позитивным» темам.  


Дата публикации: 14.03.2016