RU
EN FR AR
  • Университет
  • RU
    EN FR AR
    Зарегистрировано новое изобретение
    «Бесшатунный поршневой двигатель внутреннего сгорания» «Бесшатунный поршневой двигатель внутреннего сгорания»

    Федеральная служба по интеллектуальной собственности Российской Федерации выдала Югорскому госуниверситету патент на изобретение № 2638700 «Бесшатунный поршневой двигатель внутреннего сгорания». Авторы изобретения доценты кафедры строительных и транспортных комплексов Горгоц Константин Георгиевич и Горгоц Ольга Вениаминовна. Срок действия исключительного права ЮГУ на изобретение действует до 13 июля 2036 года.

    В настоящее время в транспортных машинах, а также в других передвижных и стационарных устройствах массовое распространение приобрели поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВЛ). Исторически облик несколько видоизменённой кинематической схемы ДВС достался в наследство от парового двигателя, для механики которого были разработаны теоретические основы и имелась технологическая база, позволявшая наладить производство наиболее сложных деталей – поршней, цилиндров, шатунов. Данный тип двигателей обладает рядом конструктивных недостатков, являющихся причиной значительных внутренних потерь мощности, возникновением неуравновешенности, вибраций, дополнительных шумов и т.д. В связи с этим на протяжении многих лет существования данного двигателя конструкторы многих стран ищут ему достойную замену.

    В семидесятые годы двадцатого века специалистами передовых стран Европы, Японии, Советского Союза, США с полной ответственность заявлялось, что традиционный поршневой двигатель отжил свой век и в ближайшее время будет повсеместно заменен роторными и газотурбинными двигателями. В разработки были вложены значительные средства, время прошло, а поршневой двигатель с его недостатками остался.

    В чём же причина? Привычный нам поршневой ДВС отрабатывался крупнейшими мировыми производителями на протяжении многих десятков лет начиная с семидесятых годов 19 века. Для этого двигателя были разработаны: совершенные теоретические модели, материалы для каждого класса деталей, покрытия для них, технологии изготовления, масла и смазки и многое другое. Эти работы были выполнены за счёт колоссальных финансовых и интеллектуальных затрат. Поэтому из-за отсутствия необходимых средств многие привлекательные идеи в области двигателестроения остаются только на бумаге.

    Большинство проблем в традиционном поршневом ДВС связано со способом преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала с помощью шатунов, совершающих возвратно-поступательные и колебательные движения. При этом шатуны передают на поршни силы перпендикулярные осям цилиндров и прижимающие поршни к стенкам цилиндров. Вследствие действия таких сил возникают значительные потери на трение между поршнем и стенкой цилиндра, что ведёт к увеличению тепловыделения, снижению КПД и износу поверхностей поршня и стенок цилиндра. Данное обстоятельство ограничивает максимальную скорость движения поршней величиной 15 м/с, что сдерживает возможность форсирования двигателей внутреннего сгорания путём увеличения числа оборотов коленчатого вала, а следовательно дальнейшего повышения их удельной мощности.

    – Отказ от шатуна при неизменном и отработанном способе преобразования тепловой энергии в механическую с помощью традиционного цилиндра и поршня позволяет значительно улучшить технико-экономические показатели ДВС, – рассказывает Константин Горгоц. – Получение патента на изобретение позволяет перейти ЮГУ к следующему этапу – обнародованию данной разработки в российских и зарубежных средствах массовой информации и коммерциализации данного проекта.
    Дата:
    15.01.2018
    Автор:
    Пресс-служба Югорского государственного университета

    Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Югорского государственного университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой.

    Возврат к списку

    Вернуться наверх