RU
EN FR AR
  • Университет
  • RU
    EN FR AR
    Ключевые события


    Директива Гитлера

    С самого начала гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли, согласно плану «Барбаросса» и плану «Ост». В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано:
    «1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла...
    3. Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены».
    Ленинград должен был погибнуть.


    Начало блокады Ленинграда

    Командующие

  • СССР
  • К. Е. Ворошилов
  • Г. К. Жуков
  • И. И. Федюнинский
  • М. С. Хозин
  • Л. А. Говоров
  • В. Ф. Трибуц
  • Германия
  • В. фон Лееб
  • Г. фон Кюхлер
  • К. Г. Маннергейм
  • А. Муньос Грандес (Испания)
  •  
  •  
  • Ленинград был вторым по значению городом в СССР с населением около 3,2 млн человек, дающий четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности. Работало большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. Примерно 75 % выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс. Очень высок был научно-технический потенциал Ленинграда. С захватом Ленинграда немецкое командование могло бы разрешить ряд важных задач, а именно: — овладеть мощной экономической базой Советского Союза; — захватить или уничтожить Балтийский военно-морской; — обеспечить левый фланг ГА «Центр», ведущей наступление на Москву, и высвободить большие силы ГА «Север»; — обезопасить поставки руды из портов Норвегии для германской промышленности.

    В первые 18 дней войны 4-я танковая группа немецких войск (главный ударный кулак, нацеленный на Ленинград) форсировала реки Западная Двина и Великая. Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 25 июня военный совет Северного фронта утвердил схему обороны южных подступов к Ленинграду и обязал начать строительство. 4 июля это решение было подтверждено директивой Ставки главного командования. Предполагалось строительство трех оборонительных рубежа:
    один — вдоль реки Луга затем до Шимска,
    второй — Петергоф — Красногвардейск — Колпино,
    третий — от Автова до Рыбацкого. Оборонительные сооружения строились (в большинстве своём женщинами и подростками) как на подходах к Ленинграду, так и в самом городе.

    5 июля части вермахта заняли город Остров в Ленинградской области. 9 июля был занят Псков, расстояние от которого до Ленинграда по дороге составляло 280 километров. Наступление немецких войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. К 20 августа немецкие войска заняли г. Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укреплённому району на юге. С 22 августа начались бои на ораниенбаумском направлении. Немцам не удалось ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан оказались в блокаде.

    872 дня

    8 сентября 1941 года немецкие войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась блокада города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал Г. К. Жукова.

    К концу сентября фронт на юго-западных и южных подступах проходил на рубежах: Финский залив, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга. Передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского района, Кировского района, Московского района.

    В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону, немцы решили взять город измором. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

    Несмотря на осаду в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших за это время 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков.

    Голод

    Дневник Тани Савичевой, 1941 год

    10 сентября были разбомблены Бадаевские склады, в результате пожара которых город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, а для остального населения - до 125 г.

    «Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать»
    Е.А. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год

    Самым страшным стал период осень‑зима 1941‑1942 годов. Отопления и горячей воды не было, и жители стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами.

    За годы блокады в Ленинграде погибло от 800 тысяч до более миллиона человек (прежде всего от голода). Это больше, чем все военные потери Великобритании и США за Вторую мировую войну вместе взятые.

    Дорога жизни

    Снабжение осажденного Ленинграда с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. Эта трасса получила название «Дорога жизни». В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель.

    Снятие блокады

    12 января 1943 года войска Ленинградского (командующий генерал‑полковник Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов приступили к операции под кодовым названием «Искра», цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи с Ленинградом. Общую координацию наступления осуществлял Г. К. Жуков. 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги при поддержке Балтийского флота разорвали кольцо блокады, шириной всего 8-11 км. В тот же день был освобожден город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав. Однако дорогу обстреливали немцы.

    14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.

    27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. 8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город‑герой».

    Итоги

    Если бы враг взял Ленинград, все его жители были бы обречены на гибель, а немцы смогли бы перебросить значительные силы под Москву и Сталинград. Ленинград стал символом невообразимого героизма и запредельных испытаний. Прорыв блокады позволил сковать на этом направлении крупную немецкую группировку, исключив возможность ее использования на других участках советско-германского фронта.
    Вернуться наверх