В Югорском государственном университете 60% профессорско-преподавательского состава – женщины. Они не только преподают, но и возглавляют научные и высшие школы. Ведут исследования, выиграют гранты на свои разработки и готовят новые научные кадры.
Сегодня, в Международный день женщин и девочек в науке, мы публикуем интервью с руководителем Высшей школы цифровой экономики ЮГУ Диной Евгеньевной Бекбергеневой. Доктор экономических наук работает в нашем университете с 2022 года.
- Почему вы решили работать в ЮГУ?
- Всегда очень сложно начинать что-то новое, знаю на своём личном опыте. Причем делала я это не раз. И вот такой поворот вновь случился в моей судьбе - смена места жительства и работы. Так, в силу моего характера и устремленности к получению моих знаний сложились обстоятельства.
В 26 лет я защитила кандидатскую диссертацию в области экономики и управления и продолжила свое научное исследование, доведя его до логического конца в виде докторской диссертации, представленной и защищенной в 2022 году в 37 лет. Наверное, по моим профессиональным действиям может сложиться мнение о моей целеустремленности, моих познаниях, их глубине, самопожертвованием, в том числе личным временем. Да, это так. И доказательством этому является мой переезд в совершенно незнакомую местность и совершенно незнакомый вуз, но известный мне по публикациям в Интернете и информации, представленной на сайте университета. Мне интересно увидеть себя, прежде всего, в новых реалиях, показать и передать тот багаж знаний, как в области экономики, так и в части принятия управленческих решений.
ЮГУ – это университет больших возможностей, инновационных решений, новой передовой модели организационной структуры, образовательной организации и принятия управленческих решений.
Проработав здесь уже некоторое время, понимаю, что у меня появились новые знания, полученные от нового вызова времени, новых коллег, людей, окружающих меня в Ханты-Мансийске вне рабочего места.
Но, несмотря на смену места работы, самая главная моя гордость и достижение — это моя семья, которая всегда меня поддерживает. И все, наверное, мои жизненные изменения — ради неё.
- Какие различие вы можете назвать между вашим прежним и нынешним местом работы?
- Конечно, разница есть. По одной простой причине. Вуз, в котором я работала ранее, Оренбургский филиал Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, это один из ведущих вузов в области юридического образования. Здесь акцент сделан на преподавании экономических дисциплин в привязке к юридическим направлениям.
Югорский государственный университет имеет широкий спектр образовательных программ, передовые технологии управления, материально-техническое оснащение, передовые образовательные и инфотелекоммуникационные технологии, в том числе в моей профессиональной области - экономики управления. Поэтому я сделала такой выбор.
- Есть ли какие-то различия в подходе к управлению?
- Да, здесь, в Югорском государственном университете, молодой перспективный коллектив, целеустремлённый и развивающий. В том университете, где я работала ранее, больше превалирует классическое образование.
- Вам какой подход ближе? Что больше нравится?
- Для меня важны новые технологии, новые знания, умения, навыки. И чтобы было больше перспектив, наверное, для целеустремлённых молодых ребят, научного сообщества. В моей профессиональной области, в области экономики управления, это очень важно, потому что сейчас акцент делается на молодое, перспективное поколение, поэтому для меня это ближе.
- Не так давно вы защитили докторскую диссертацию и стали руководителем структурного подразделения ЮГУ - Высшей школы цифровой экономики. Вот какова ваша мотивация достигать научных вершин, двигаться по карьерной лестнице? Что вами движет?
- Наверное, такое мое внутреннее устроение, что мне интересно исследовать новые области, делать превращение в знаниях не только в направлении экономики, но иных, например, в области управления человеческими ресурсами.
Вот так, наверное, сложились все обстоятельства, что я после защиты докторской диссертации поменяла место жительства и, соответственно, место преподавания с целью получения, как я уже сказала ранее, новых знаний, умений и навыков. И у меня присутствуют все-таки лидерские качества, есть потенциал.
- Что вы стараетесь привнести нового и эффективного в деятельность высшей школы и университета в целом?
- Работая в новом коллективе, приобрела новые навыки коммуникации, адаптировалась к реалиям предложенных условий и внутренней среды школы, что подтверждает уровень моей квалификации как руководителя. И, конечно же, меня побуждает к осознанию важности применения моих не только знаний в области профессиональной, но и в части принятия управленческих решений.
Для меня, как специалиста, очень ценно, что я являюсь участником построения новой модели управления и взаимодействия в Югорском государственном университете. Участвовала в программе развития университета и, конечно же, будем следовать этой программе и добиваться успехов.
- Каково ваше мнение насчет значения науки в жизни студента и преподавателя? Что может дать наука современному человеку?
- Современные реалии таковы, что мы живём в эпоху технологической революции. Чтобы реализовываться себя как личность, прежде всего, и как специалист в выбранной профессии, необходимы знания. И это не просто знания, которые получают при изучении той или иной дисциплины, но это умение обогащать эти знания через изучение литературных источников, будь то статьи в интернете, научно-популярном журнале, монографии, диссертационных исследований, позволяющих формировать целостное мировоззрение. А как итог, наверное, это создание нового - новый продукт, новый понятийный аппарат на рынке НТИ. Одной из таких возможностей является предпринимательская точка кипения, где под руководством наставника обучающийся может преобразовать свои знания в стартап. Понятно, что идеи, заложенные в стартап, это идеи, сформированные на основе глубоких научных познаний. Это очень интересная федеральная программа. Наша школа ее реализует.
- Опишите ваш образ идеального студента.
- Наверное, вы ждёте от меня ответы, что такой студент обучается на отлично, скромен, инициативен, активно участвует как в научной, так и в общественной жизни. Студент - это образ общества, и нам всем хотелось бы, чтобы идеальный студент был бы именно таким.
- Представьте, что у вас полный карт-бланш и месяц беззаботного отпуска. Где вы его проведете и почему?
- Свой беззаботный отпуск, как вы говорите, я бы провела со своей любимой, дорогой семьёй, которую я вижу, к сожалению, очень редко. Конечно, с отдыхом буду совмещать чтение профессиональной литературы.
- Что бы вы исправили в нашем университете?
- Югорский государственный университет является ярким представителем среди высших образовательных учреждений, о чем свидетельствуют и рейтинги российских вузов. Поэтому нашему университету я желаю попутного ветра, благополучия и удачи во всех начинаниях.
- Какие советы на основе вашего многолетнего опыта вы могли бы дать молодому педагога, только что вышедшему из стен вуза?
- Совет один – развивать умение коммуницировать как со студентами, так и с коллегами, с преподавателями. Не бояться спросить совета. И самое главное, учиться у старшего поколения.
- Каковым будет ваше первое решение на посту министра науки и высшего образования?
- Задавая такого рода вопрос, вы, наверное, ориентировались на пословицу - плох тот солдат, кто не хочет стать генералом. Несмотря на мои лидерские качества, я реально оцениваю свои способности и возможности. На данный момент я руковожу Высшей школой цифровой экономики, хотелось бы достичь высоких результатов на своём посту.
С героиней беседовал руководитель СНО ЮГУ Алексей Кокорин.