В ЮГУ обсудили пути становления Т-университетов
Сегодня в Югорском госуниверситете прошла открытая лекция на тему «Трансформация университетов: проблемы развития».
Проректор по экономическому развитию вуза, кандидат в общественные представители Агентства стратегических инициатив Юлия Родь рассказала о трансформации деятельности в университете.
Перед тем как подойти к презентации и обсуждению подготовленных вопросов, присутствующих ознакомили с видеороликом, одним из создателей которого является Андрей Волков – директор Института общественных стратегий и лидер России в образовательной сфере. В видео доступно и познавательно рассказали об истории развития и ключевых аспектах российского образования, об изменениях и трансформациях в этой сфере за последние 15 лет и о проекте «Школа ректоров».
Политика Т-университетов только зарождается в нашей стране. Раньше университеты занимались лишь образованием, позже учебные заведения стали еще и исследовательскими центрами. На современном этапе развития вузы постепенно должны становиться зоной инноваций. Т-университет, или трансформирующий, – это учебное заведение нового типа, в котором инновации осуществляются на базе исследований. И наш вуз стремится занять почётное звание Т-университета.
– Сейчас многие университеты позиционируют себя как городские площадки взаимодействия факторов в планировании городского и регионального развития. Группы, которые традиционно не могли найти общий язык: бизнес, научно-исследовательские институты, правительство и университетское сообщество, – впервые вступили в плотную коммуникацию, обсуждая совместные действия по региональному развитию, – комментирует Юлия Родь.
Политикой Т-университета является:
Образование
Наиболее важный тренд – появление образовательных экспериментов: возникают новые интересные программы и новые подразделения – гринфилды, деятельность в которых организована отлично от остального пространства университета. Среди интересных примеров можно назвать кейсы из Тюмени и Томска. Также распространяется обучение на реальных проектах.
Исследования
За последние пять лет университеты стали позиционировать исследовательскую деятельность как центр своей политики. Главными задачами университетов является не образование, а именно исследовательская деятельность.
Инновации
Попытки университетов запустить инновационный процесс становятся все более упорными. Инноватика плотно укоренилась в миссиях университетов и начинает восприниматься как неотторжимая составляющая их видения своего будущего.
В университетах должны появляться управленцы-новаторы, которые внедряют проекты изменений, и именно на них должна быть сделана ставка в дальнейшем.
Лектор привела пример трансформации образования Московской школы управления «Сколково»:
Регламент, как университету стать трансформирующим:
– Ищите проблему.
– Нарисуйте себе ситуацию.
– Сформулируйте свою амбицию.
– Работайте не только над концепцией, но и над организационным проектом.
– Соберите команду, как бы банально это ни звучало.
– Разговаривайте с людьми.
– Держите удар.
– Ищите креативщиков, проектировщиков.
Юлия Родь о проведённом мероприятии рассказала: «Наш университет стремится стать лидером, но к данной цели надо подходить постепенно. Менять сознание преподавателей, руководителей, студентов. Лекция несет ознакомительный характер, на примере иностранного опыта и трендов образования мы провели аналогию с нашим университетом. Хотелось бы чтобы коллектив услышал, что надо меняться и идти в ногу со временем».