RU
EN FR AR
  • Университет
  • RU
    EN FR AR
    Илья Тарасов, доцент Высшей школы гуманитарных наук: «Надеюсь на то, что смогу привнести в учебный процесс больше практики»
    В этом учебном году у направления «Журналистика» Высшей школы гуманитарных наук сменился руководитель – им стал Илья Тарасов. Девять лет он работал корреспондентом, затем редактором на телевидении, последние же полтора года преподавал на факультете журналистики УрФУ. В мае Илья Евгеньевич защитил кандидатскую диссертацию. В интервью он рассказал нам о том, как стал преподавателем, поделился первыми впечатлениями от новой работы и ближайшими планами.

    - Илья Евгеньевич, почему вы решили стать преподавателем?
    - Когда я учился в магистратуре, уже начал работать на телевидении, и мне было интересно попробовать себя в качестве преподавателя. Мне было интересно делиться знаниями. Я уже замечал, что, допустим, когда к нам приходили практиканты, стажеры, их прикрепляли к действующим сотрудникам редакции. Мне было интересно с ними работать, как-то их учить, чем-то делиться, какими-то тонкостями мастерства. И по этой причине после магистратуры я пошел в аспирантуру. Там же начал преподавать, помогал своему научному руководителю вести практику и семинары, проверять практические работы, принимать экзамены. После окончания аспирантуры я не сразу защитил кандидатскую. И пару лет, по сути, не имел отношения к университету, но потом меня позвали туда, где я учился, в Уральский федеральный университет. Тогда я совмещал это со основной работой. То есть я продолжал работать на телевидении, но раз в неделю приходил, вел пары по предметам, которые мне были интересны: информационные и аналитические жанры телевидения. Для меня это была такая возможность делиться опытом, как-то общаться со студентами. Но потом поступило предложение перейти в другой университет, в Югорский госуниверситет, и окончательно уже сменить род деятельности. И сейчас я уже привыкаю к должности именно преподавателя.

    - Вы долго работали на телевидении, есть ли отличия между теорией, полученной в университете, и настоящей работой?
    - Огромные отличия. Это общая проблема, наверное, для всех факультетов журналистики, независимо от того, какой это университет. К сожалению, всегда теория расходится с практикой. И когда журналисты приходят в редакцию, то понимают фразу: «Забудьте все, чему вас учили». Она, в общем-то, применима: хорошо, если чему-то научили на факультете, но, тем не менее, приходится себя во многом переучивать. Университет обычно даёт какую-то базу знаний, расширяет кругозор, повышает вашу эрудицию, потому что вас в университете редко когда учат именно ремеслу. Приходя в редакцию, понимаете, что вы не можете писать на том уровне, на котором это требуется от штатных сотрудников. Поэтому в редакции вам приходится учиться всему практически с нуля. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что журналистское образование журналисту не требуется, потому что, когда ты работаешь в одной и той же сфере, например, ты корреспондент на региональном телевидении, ты каждый день занимаешься проблемами ЖКХ, отписываешь разные оперативные новости про ДТП, про пожары. Ты в этом варишься, и у тебя, скажем так, не хватает кругозора, чтобы видеть другую журналистику, что она вообще-то очень разнообразная. А как раз-таки, когда ты учишься в университете, ты можешь видеть и изучать международную журналистику. Какая она в Америке, какая она в Европе, Китае, странах Латинской Америки, Африке. Ты можешь изучить историю журналистики. Это все темы, которые делают журналиста более профессиональным, более начитанным. И это тоже, конечно, важно. То есть, совмещение теории с практикой, которую, как правило, получаешь только в редакции.

    - А в преподавании помогает опыт работы на телевидении?
    - Да, очень сильно помогает, потому что, к сожалению, если преподаватель никогда не работал в журналистике либо работал очень давно, то он плохо понимает, чем живет журналистика сегодня. В каких-то, скажем так, научных сферах это не так плохо. То есть, если ты, допустим, преподаёшь историю журналистики, наверное, тебе важнее со студенчества еще изучать именно историю. И тут твой научный путь будет более востребован, чем если
    бы ты, допустим, работал именно журналистом где-то в редакции. Но, если ты ведешь такой предмет, как особенности современного телевидения или информационные жанры печати, телевидения или радиовещания, то тебе неизбежно нужно знать не только то, какими жанры были 50, 30, 20 лет назад. Если мы будем учить только теории, сами не зная практики, то мы научим по учебникам тому, какие жанры были 20 назад. Журналисты придут в редакцию и поймут, что сейчас совсем все по-другому. Поэтому, конечно, важно подкреплять теорию примерами из практики, давать практико-ориентированные задания. Это легче делать, когда ты сам из этой сферы вышел, и желательно, ты продолжаешь в этой сфере работать, продолжаешь вариться именно в этом профессиональном сообществе и, соответственно, напрямую, сразу же эти знания передавать студентам.

    - Для ЮГУ вы новое лицо! Вы только познакомились с журналистами старших курсов, как вообще оцениваете их уровень и подготовленность к работе журналистом?
    - Пока трудно оценить их уровень, потому что, скажем так, предметы, которые я веду, допустим, этножурналистика, по ней пока что трудно понять. Я не видел их публикации и научные работы. Мы еще только начинаем с ними писать выпускные квалификационные работы, но, по крайней мере, то, что многие из них уже работают по профессии - обнадеживает. Значит, их уровень оценили в редакциях. Скажем так, за их будущее можно быть в этом плане спокойным.

    - И последний вопрос, каким вы видите факультет журналистики через пять лет?
    - Процветающим, надеюсь! Очень надеюсь на то, что смогу привнести в учебный процесс больше практики, чтобы ребята, которые сюда приходят, шли не потому, что они не смогли, допустим, пройти куда-то еще, а шли именно потому, что они хотят быть журналистами, они к этому готовятся. Мы будем стараться их вести еще со школы, со старших классов, и потом здесь, чтобы они получали максимально практико-ориентированное образование, вернее, правильное сочетание теории и какой-то фундаментальной базы с практико-ориентированным образованием, чтобы практика была постоянной частью образовательного процесса и, соответственно, подходя к выпуску они уже знали, в каких редакциях на них рассчитывают, для них берегут место, их ждут. Ну и соответственно, чтобы у них не было проблем с трудоустройством, чтобы они шли желательно в медиасферу, а не уходили в другие сферы, то есть не учились просто ради корочек.

    Автор материала: Вадим Дисбиянов, студент 1 курса направления «Журналистика»
    Дата:
    29.11.2023
    Автор:
    Пресс-служба Югорского государственного университета

    Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Югорского государственного университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой.

    Возврат к списку

    Вернуться наверх