Творческая встреча состоялась в Югорском государственном университете с выдающимся режиссёром, членом Союза журналистов, Гильдии неигрового кино и телевидения России города Санкт-Петербург - Ольгой Корниенко. Узнали в интервью, как Ольга пришла в журналистику и режиссуру, с какими проблемами сталкивается в процессе съёмок и что для неё значит «кино».
- Ольга Геннадьевна, как Вы пришли в журналистику и режиссуру?
- До журналистики дорога была не очень длинной: сначала университет, потом газета, далее телевидение. Мне повезло. В своё время мне повстречался человек, дружба и общение с которым определили мою творческую судьбу. Это Юрий Вэлла – югорский поэт, общественный деятель, оленевод. У него много статусов, но главное – это был человек с большой буквы, гражданин своей родины, герой моего времени. Вокруг него всегда что-то происходило, каким-то непостижимым образом менялись люди, время, сама жизнь. Передачи стали потихоньку перерастать в фильмы. Кинокартины уже хотелось снимать самой, потому что было, что сказать людям. Это самое главное! Всё остальное становилось просто средствами производства. Так в моей жизни появилась режиссура.
- Как назывался Ваш первый фильм? Про что он был?
- Фильм, а точнее, телевизионная передача в рамках программы Сургутского телевидения СТВ «Истоки», называлась «Путём Хозяйки Агана». Снята она во время экспедиции по реке Аган, в Нижневартовском районе. В экспедицию меня как раз и пригласил Юрий Вэлла. Это было летом 1996 года. В передаче рассказывалось о поездке с комментариями Вэллы, о прошлой и настоящей жизни и судьбе коренного народа Югры. Также показаны зрелища в процессе съёмок, которые я увидела собственными глазами. Это тронуло меня до глубины души.
После передачи стала обращаться к теме традиционной жизни коренного населения, не замечать которую было невозможно из-за работы на телевидении в городе. Меня всё больше и больше затягивало, а Юрий Вэлла уже к тому времени был на постоянной связи: консультировал, комментировал, приглашал к себе, вовлекал в свои совершенно непривычные нормальному городскому человеку проекты. Так меня и затащило в тайгу.
- Вопрос про финансы: где Вы берете денежные средства для съемок?
- Пока работала на телевидении, финансирование было в рамках плановых программ. Позже, когда зарегистрировала Сургутскую студию неигрового кино, стало, конечно, гораздо сложнее.
В 2003 году в округе было более сорока телекомпаний. Естественно, у многих возникали вопросы и непонимание: «Зачем ещё нужна какая-то специальная студия?». С этим непониманием сталкиваемся и сегодня. Но за двадцать лет своего существования, студия уже не один раз доказала свою актуальность и состоятельность. Изначально мы стали работать в трёх направлениях: исторические фильмы, этнодокументальные и образовательные. Один из первых же проектов – телесериал «Исторические Хроники Югры». Премьера состоялась на СТВ в 2007 году и произвела, не побоюсь этого слова, фурор в общественном пространстве Югры. По нему и сегодня ведут уроки в школах, его периодически показывают на телеэкранах в разных регионах страны. Он входит одним из основных компонентов в образовательный цикл для школьников и студентов «Занимательная этнография с Ольгой Корниенко», основанный на авторских фильмах.
Финансирование для проектов искали, как получалось. Вместе со страной мы пережили все дефолты и инфляции. Но продолжали снимать, потому что видели колоссальную отдачу от этих фильмов и сериалов. Сегодня мы работаем на грантах. Подаём заявки и продолжаем снимать. Хотя и меньше, чем хотелось бы и могли бы.
- Есть ли какие-то потусторонние и масштабные проблемы, которые возникают при съемке? Если да, то какие? Как Вы с ними справляетесь?
- Найти достойное и полноценное финансирование, чтобы фильм получился качественный, а не «сляпанный», что сегодня, кстати, и происходит. Это можно считать главной проблемой в кино.
Дальше всё легче: у меня внутри с новой силой вспыхивает тот самый дьявольский огонь, который не даёт мне покоя все долгие дни, месяцы, годы. Я ищу возможности зайти в тайгу с новым проектом. Собираю команду, ставлю задачи и постепенно двигаюсь к цели. Включаю на всю катушку свою интуицию и слушаю себя: то или не то, достигнут тот эффект, который был нужен именно в этом эпизоде? Или ещё надо здесь немножечко дожать? Удобно ли улеглась мысль, послание зрителю? И вот когда уже понимаю, что «вот оно, то, чего хотела, как ты хотела». Внутри тебя оно само подсказывает, что все в порядке. И ты идёшь дальше.
Все «потусторонние» проблемы - это борьба с самим собой: а если у тебя есть то, что ты хочешь сказать человечеству? Какие струны ты хочешь разбудить своей историей? Сегодня, с появлением интернета и возрастающим потоком информации, становится всё труднее пробиться к человеческой душе, вызвать эмпатию. И главное - а надо ли? Зрителю? Тебе? Вот те неприятности, с которыми приходится бороться ежедневно.
- Расскажите, как проходили съёмки фильма «Тонья. В поисках легенды»? Что было самым нестандартным в процессе создания фильма?
- Первое и самое трудное - для кого и ради чего мы это делаем? Второй вопрос - какими техническими средствами и методами передать историю, которая случилась 400 лет назад, чтобы это стало не занудным научпопом, а стало интересно любому зрителю, даже не встречавшемуся никогда с культурой наших северных народов. Это трудно потому, что зрителю надо это объяснить. Даже несмотря на то, что я внутри этой культуры уже не один десяток лет. Рисковала везде, во всём. И отчаянно прислушивалась к интуиции, людям, конечно. К героям, консультантам, оператору. Это коллективная работа. А ещё - надо было прочесть огромное количество информации. В результате получилось то, что получилось. То, что сегодня с одинаковым интересом смотрят в Петербурге и в Венгрии, Финляндии и Венесуэле, и, конечно же, в Югре.
- Почему можно и нужно снимать фильмы о коренных жителях на их родных языках?
- Если исключить то, что в 2022 году Организацией Объединённых Наций объявлено десятилетие языков коренных народов мира, а ещё с 1994 года у нас идут два десятилетия подряд. Губернатор Югры этот год объявил Годом сохранения исторического наследия, то можно сказать, что это круто: показать миру, что в Югре, несмотря ни на что, есть люди, которые сохранили и продолжают сохранять собственную идентичность. Я помню то время, когда все - оленеводы, в том числе молодёжь, пересели с оленей на снегоходы. Сегодня среди коренной молодёжи не только модно, но и престижно уметь управлять оленьей упряжкой. Так же и с языками: человек, знающий родной язык и помнящий традиции, продолжающий жить в этой атмосфере - свободен, он по-другому себя ведёт и мир видит совсем иначе. Когда я сняла свой первый фильм на языке ханты - «Мастер и Евдокия» - и стала его показывать в аудиториях самых разных, в том числе и европейских, я почувствовала, что ценность фильма, истории, рассказанной в нём, возросла кратно.
- Каких принципов вы придерживаетесь при подготовке и во время съемки фильма?
- Первый принцип - не навреди. Зашёл в тайгу - сам стань тайгой, растворись в ней. Там люди живут по своим законам, ты должен знать эти законы и правила. Второе - будь честным. Я знаю семьи, к которым приезжало московское телевидение или кино. Ханты народ доверчивый - покажут им всё, расскажут - потом в телевизоре себя не узнают: «Чтобы я ещё хоть одного съёмщика пустил к себе на стойбище...». Столичные ребята работают ради рейтингов, пренебрегая, зачастую очень жёстко, интересами самих коренных жителей. Это недопустимо.
- Поговорим о съёмочной команде: как вам удается создать рабочую атмосферу в коллективе?
- Команда, которая работает со мной, знает меня, мои требования. Знает, куда идёт и какая обстановка ждёт каждого, поэтому вопросов во время съёмок не возникает обычно. Это плюс небольшой студии: под разные проекты ты сам формируешь разные команды, специалистов, которые наиболее соответствуют тем или иным требованиям и задачам.
Насильно я в тайгу никого не гоню. Приходилось работать с суперспециалистами, у таких обычно присутствует одно качество: высокая оплата. И я плачу то, что они просят, потому что они дают то самое качество, которое необходимо для решения задач. У таких людей обычно трудный характер, но можно и потерпеть. Есть ещё одна категория: те, кому надо защитить диплом, кто учится во ВГИКе или другом профильном институте. Эти ребята очень стараются, потому что здесь их интересы, а у меня - сложная натура, которую с них требуют при работе над дипломным проектом. Было несколько таких операторов.
- Откуда вы черпаете вдохновение на создание новых кинокартин?
- От зрителей. Каждый раз, когда заканчивается монтаж, когда доработаны последние нюансы. Когда я понимаю, что история закончена и в ней читаются те мысли, тот посыл, что хотела заложить и донести - я слушаю себя. Внимательно слушаю. И если что-то внутри говорит мне: отпускай, пора, значит, действительно, пора отпустить. И вот фильм пошёл жить своей жизнью. И жизнь эта настолько удивительна и непредсказуема! Там Тэфи, Гран-при, перевод на 10 языков мира и миллион просмотров. Эфиры в Эстонии, Чехии, Венесуэле, по российским центральным каналам. Как говорил Владимир Маяковский: «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!». А ведь это необходимо и самим коренным жителям: они не одни. О них говорят, о них узнают, им сопереживают, открывают их мир для себя. И ты к этому причастен. Это непередаваемое чувство, и оно всё время зовёт меня вперёд. Далее - самореализация. Если есть возможность сделать мир и жизнь людей лучше, есть, что сказать людям - надо говорить. В любой форме: кино, книга или стихи. Хуже, когда тебе уже нечего сказать.
- Почему вы продолжаете снимать фильмы, если на встрече сказали о том, что после каждой съемки хотите завершить процесс создания фильма?
- Каждый фильм, а тем более сериал, забирает огромное количество времени, энергии, требует огромной отдачи, если это конечно, настоящий, глубокий фильм с хорошим посылом, а не «кинчик», как сейчас модно говорить. Поэтому кажется, что каждый раз - это последний.
- Что бы вы пожелали тем людям, которые хотят снимать кино, но не знают с чего начать?
- Учиться. Настоящее кино создаётся по определённым правилам, у него есть своя структура, свои особенности, их необходимо знать, если ты хочешь, чтобы от этого фильма была какая-то духовная отдача. А есть видео контент - это просто поток видеоинформации, без особых требований и обязательств. Надо определиться: «Что ты хочешь?». Чтобы люди получили какие-то эмоции после просмотра, перевернули свою жизнь, пошли на баррикады или просто убежали на кухню картошку жарить, а через пять минут забыли, что смотрели. Чтобы что-то получить от фильма - надо в него здорово вложиться. И это вовсе не деньги.
- Что для вас кино?
- Кино - это жизнь. Иногда наоборот. Время идет, а это самое дорогое, что есть у человека. Его надо использовать. Нельзя жить впустую.
Автор: Юлия Степанова