RU
EN FR AR
  • Университет
  • RU
    EN FR AR
    Студентка ЮГУ - полуфиналист всероссийского конкурса «Лига лекторов»
    Наша студентка Анна Свалова стала полуфиналистом всероссийского конкурса «Лига лекторов», которое уже в третий раз проводит общество «Знание». Мы расспросили Анну про её участие в конкурсе, учёбу в ЮГУ и про то, как развивать нейронные связи, а также записали с ней подкаст.  

    - Анна, как у вас дела? Как прошёл для вас конкурс?
    - Замечательно! В частности, именно потому что мне довелось стать частью «Лиги лекторов». Участие в конкурсе оказалось неожиданным, даже случайным. Как все, наверное, самые приятные вещи на свете, произошло спонтанно. За это я благодарна моей профессиональной деятельности - своей студии речи. Одна из моих курсанток (я так называю участников образовательного курса) работает в Центре управления регионом и занимается распространением информации о таких мероприятиях, как «Лига лекторов». И она предложила мне стать лицом кампании по освещению этого конкурса. Мне стало интересно, что это за конкурс, потому что я услышала о нём впервые. В итоге я решила участвовать, преодолела пять этапов и дошла до полуфинала.

    - Расскажите подробнее об этапах конкурса?
    - Вначале нужно было заполнить анкету. Потом я записала ролик-презентацию. Это был первый этап. Его прошли 10 тысяч человек. Второй этап представлял собой запись лекции и предоставлении её на суд жюри. В четверть финале уже было около 800 человек. Отсеялось значительное количество участников. Четверть финал проходил онлайн. Его я преодолела успешно. Был ещё региональный этап. Он проходил в Сургуте. Мы выступали перед публикой, которая состояла из представителей вузов, органов власти, медиаперсон. Выступления участников оценивали Елена Шумакова, Владимир Бебех, Виталий Малыхин - представитель общества «Знание» в Югре. Полуфинал проходил в Екатеринбурге. Там находится площадка общества в УрФО. До полуфинала дошли 35 участников.

    - Уровень подготовки участников был разный?
    - В этот раз организаторы решили совместить школьную лигу лекторов и лигу для опытных лекторов. В полуфинале мы выступали со школьниками. Я увидела эти юные глаза, мне удалось с несколькими из них пообщаться. Это было очень приятно, потому что спокойнее становится за наше будущее, когда видишь вот таких замечательных юных людей. Старшеклассники, которые сами читают лекции. Это очень круто! Конечно, в 10-м классе я чем только не занималась, начиная от театральной студии, КВН, заканчивая общественными занятиями, но лекции ещё не читала. И мне очень приятно, что сейчас такое время, когда и это возможно.

    - Вы выступали и онлайн, и вживую. Сравните ощущения.
    - Я больше привыкла выступать перед живой публикой, хотя сейчас часто веду онлайн-курсы. Живая публика – это всегда другая энергетика.

    - Каким темам были посвящены ваши выступления?
    - Тему для выступления я взяла самую близкую для меня, она связана с русским языком, ораторским искусством, чистотой речи. Мне всегда был интересен и важен русский язык - пласт культуры, который необходимо сохранять в том виде, в котором мы его знаем. В какой-то момент времени меня это увлекло. Мне хотелось, помимо того, чтобы просто заявиться, как лектор, принести пользу, чтобы это имело прикладное значение, чтобы все, кто меня слушал, могли воспользоваться этой информацией в жизни. На мой взгляд, это получилось. Первая лекция была посвящена теме чёткой, ясной речи, где я давала необходимые упражнения. Вторая лекция посвящена голосу. Членам жюри в Сургуте я показывала упражнения. И мне было приятно, что они отозвались и стали повторять за мной, вовлеклись в этот процесс. В региональном этапе я представила лекцию о структуре выступления, как подготовиться к выступлению и какие можно применять техники, чтобы снять страх, чувство тревоги, как не бояться выйти к публике. На полуфинале я говорила о словесной импровизации, как волшебной палочке оратора. Мне приятно, что я выбрала популярную тему. Это было не просто с точки зрения прохождения этапов, потому что, на мой взгляд лекторов по ораторскому искусству и публичным выступлениям было больше, чем остальных. Но это вызов, а я люблю вызовы. Мне нравится, когда есть момент преодоления себя. На выходе я получила не только статус полуфиналиста конкурса, но и статус лектора всероссийского общества «Знание».

    - Как можно развить это умение?
    - Словесную импровизацию можно развить с помощью разных приёмов. Игра в ассоциации, шарады, например, передать значение какого-то слова, не называя его. Игру в ассоциацию я практикую со своими курсантами – мы становимся в круг, берём мяч. Я задаю тему, бросаю игроку, он говорит ассоциацию на это слово и бросает другому и так далее. Самое главное – не задерживать мяч. Каждый раз мы усложняем условия. Есть ещё такой способ – выписать 5-10 слов на карточках, которые абсолютно не связаны друг с другом. И попробовать составить рассказ из этих случайно попавшихся слов. Игра подходит как для тренинга, так и для дружеской компании, чтобы нетривиально провести время. Скажу, что люди сочиняют такие небылицы, которые могут стать прекрасной основой для рассказа Кира Булычева. Это что касается развития словесной импровизации в игровой форме. А в неигровой – можно взять любую книгу, лучше, чтобы это была литература нон-фикшн – публицистическая, научная. Если это хорошо написанная бизнес-литература, то как правило, выделяются главные мысли, тезисы в каждой главе. И нужно за 20 минут изучить эту книгу и попытаться выделить главное. Для начала следует основательно изучить содержание, потому что мы сразу формируем структуру. Потом пролистывая и фокусируя внимание на тезисах, мы стараемся заполнить её содержание. По истечении 20 минут нужно попробовать пересказать содержание книги своему собеседнику. Я подчеркиваю, что это не способ чтения. Это способ научиться сразу видеть и чувствовать, что такое структура. Потому что она примерно одинакова и у сценария фильма, и у выступления: начинается с завязки, продолжается, переходит в кульминацию и имеет развязку.

    - Как научиться не бояться выступать на публике?
    - Мне нравится упражнение «Железный человечек». Это очень действенное средство, чтобы избавиться от страха, если вы уже чувствуете его в теле. Нужно перед тем, как идти на сцену, попытаться напрячь каждую мышцу своего тела на 30 секунд. Потом сделать глубокий выдох и напряжение остаётся за кулисами.

    - Вы сейчас учитесь в ЮГУ. Какое образование здесь получаете и почему остановили свой выбора на нашем университете?
    - Помимо журналистики, конечно, мне важно было получить ещё и психолого-педагогическое образование. Если говорить о знаниях и навыках, которые есть у меня, то они в большей степени технические, приобретённые на собственном опыте, на опыте долгой работы в телевизионной журналистике, на выступлениях - я была и ведущей, и спикером на разных мероприятиях, которые подчас сама организовывала. Но психологической, педагогической базы у меня не было. И это то, что меня всегда привлекало. Мне было жутко интересно, что же происходит с человеком, который сейчас готовится идти выступать. Понятно, что я сама с собой научилась справляться, овладела техниками саморегуляции, но это было по наитию, а во-вторых, благодаря книгам. И я поняла, что мне хочется этой базы в профессиональном смысле овладеть и это точно не будет лишним. Поэтому я здесь. И мне очень интересно, потому что я нетипичный студент. Я могу похвастаться тем, что я и лекции читаю не только для студентов ЮГУ, но и для преподавателей. Мне приятно чувствовать себя и студенткой, и лектором одновременно. Это классное ощущение. Есть просто тип людей, которые не могут без новой информации, и всегда источник найдут. В таком случае лучше, когда этот источник – профессиональные лекторы, профессора, замечательные педагоги, которые есть в ЮГУ. Теперь я точно могу так сказать. Пусть это и заочное отделение, тем не менее от нас много требуют, никто мне поблажек не делает. И я за это тоже благодарна. Потому что это тоже вызов.

    - Ваш девиз: «Говорить легко». Как научиться этому?
    - Существует масса упражнений. Те, которые я даю в своей студии речи, делают профессиональные актеры, студенты театральных вузов. Речевой аппарат – это и губы, и щёки, и язык, всё, что участвует в звукоизвлечении. Пожалуй, самое главное – это говорить, делать над собой усилие, даже когда не хочется говорить. Общаясь с людьми, мы каждый раз делаем очень много для навыка публичных выступлений и вообще для навыка эффективных коммуникаций. И поэтому я выбрала такой слоган «Говорить легко». Этому можно научиться, просто дав себе труд, во-первых, овладеть техникой речи, во-вторых, каждый день практикуя это в компании. Сделайте над собой усилие и обязательно похвалите себя за это. Это уже будет ценный шаг на пути к «Говорить легко».

    - Книги, которые вы можете порекомендовать?
    - «Мастерство эфирного выступления». Один из авторов этой книги - очень хороший педагог Светлана Корнелиевна Макарова, она была преподавателем у целой плеяды известных журналистов, в том числе у речевого педагога Веры Коцюба, от которой я и узнала про эту книгу. Я могу рекомендовать любые книги, посвящённые эфирным выступлениям Нины Зверевой, создателя обучающего центра. В любом случае книги читать нужно. Хорошо написанная художественная литература будет оказывать влияние на то, как мы общаемся. Потому что это формирует новые нейронные связи, наш лексикон и то, как мы строим нашу речь. Я в целом скажу, читайте, друзья!
    Дата:
    27.04.2023
    Автор:
    Пресс-служба Югорского государственного университета

    Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Югорского государственного университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой.

    Возврат к списку

    Вернуться наверх