• Университет
  • Устойчивое развитие, которого мы хотим
    8 и 9 апреля, в Москве прошел круглый стол «Устойчивое развитие: приоритеты в области образования» в рамках XVIII Международного конгресса с элементами научной школы для молодых учёных «Малышевские чтения». На мероприятии выступило 28 спикеров из регионов России – представители разных уровней образования. Объектом их внимания стали подходы формирования системы образования, экологической культуры, экономические и правовые аспекты, а также участие бизнеса и роль коренных народов в реализации целей устойчивого развития.

    С приоритетов устойчивого развития в образовании, начал свою дискуссию Владимир Михайлович Захаров, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией Института биологии развития им. Н.К. Кольцова: «Все новые требования к основам современного производства и потребления определяют необходимость соответствующих шагов как в общей системе образования, так и в системе профессиональной подготовки кадров. И число таких нововведений будет только расти. Сегодня это, прежде всего, требования в области зеленой экономики и климатической повестки. Среди них оценка экологического и углеродного следа, развитие климатических проектов, современная система отчетности бизнеса в области социальной ответственности с акцентом на экологических вопросах ESG (система экологического, социального и корпоративного управления)».

    Представитель Югорского государственного университета, доцент Высшей экологической школы Центра Ugra Green School, Александр Михайлович Выходцев, в вопросе о реализации образовательных технологий устойчивого развития в высшей школе отметил: «Все больше ощущается необходимость экологических знаний не только для решения конкретных проблем взаимодействия человека и природы, но и для встраивания «экологии» в фундаментальные основы жизни человека. Учитывая проблемы формирования непрерывного экологического образования, именно высшая школа создает среду для креативных подходов, рождения новых форматов и проектных решений среди субъектов образования».

    Кроме того, Александр Михайлович, обратил внимание экспертов на проблему качества набора абитуриентов на первую ступень высшего экологического образования – бакалавриат по направлению «Экология и природопользование»: «Речь идет об эффекте «остаточности». Контингент абитуриентов, которые в силу неэффективной системы школьного образования и распределения «после школы», не найдя возможностей и сил поступить на медицинские и химические направления подготовки, идут с результатами ЕГЭ по биологии на экологическое профессиональное образование».

    По словам, представителя ЮГУ, решать проблему качества набора призван проект «Центр превосходства Ugra Green School» - продукта коллаборации программ высшего экологического образования на базе Высшей экологической школы и научно-исследовательской деятельности университета в области динамики окружающей среды и изменений климата. Таким образом, существующий Центр, формирует среду, в которой каждый студент может найти себя в сфере экологии и стать частью пула кадрового потенциала региона.

    «Уже сегодня, мы фиксируем, как формируемая среда Центра UGS ЮГУ встраивается в региональную экосистему реализации целей устойчивого развития в партнерстве с властью, бизнесом и обществом. Результатами такой интеграции являются реализуемые интеллектуальные и образовательные продукты: интеллектуальные мероприятия и программы дополнительного образования для детей, курсы повышения квалификации для специалистов и НПР университета, трансформация программ высшего образования (курсы Core по блоку Green), организация магистерской программы по изменению климата, реализация исследовательских проектов по запросу бизнес-структур, проведение мероприятий в рамках эко-партнерства с органами власти региона» - отмечает представитель ЮГУ.

    Многие эксперты были едины в мнении о том, что экологическая культура, как базис формирования экологического образования в интересах устойчивого развития, важна и должна быть повсеместной.

    «Можно ли ответить на вопрос: «Что вы способны сделать в природе, заведомо зная, что вас никто не видит?» рассматривая не только критерии экологической культуры, но и общей культуры человека? Можно ли говорить об экологической культуре как общей культуре человека – представителя вида Homo sapiens?» - отмечает в своем выступлении Сергей Владимирович Алексеев, профессор Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования.

    В завершении круглого стола участники - представители десятка университетов России, выразили намерение создать «Консорциум устойчивого развития» - площадку для обмена опытом и реализации совместных программных мероприятий в высшем образовании в интересах устойчивого развития.

    Организатором мероприятия выступил Московский университет им. С.Ю. Витте при поддержке Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук и Агентства ESG Consulting.
    Дата:
    14.04.2022

    Возврат к списку

    Вернуться наверх