• Университет
  • Высшая психолого-педагогическая школа

    Профилактический потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью

    Проведено теоретико-методологическое обоснование структуры, содержания, модели и процесса формирования резильентности как фактора и средства профилактики зависимого поведения, в результате:

    - обосновано расширенное понимание резильентности как врожденного динамического свойства личности, заключающегося в способности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства с возможностью восстанавливаться и развиваться, используя внутренние и внешние ресурсы;

    - доказано, что резильентность как врожденное динамическое свойство личности в поведенческой сфере проявляется через феномен жизнестойкости, формирование которой является одним из важнейших элементов профилактики девиантного поведения в целом и слабоалкогольной зависимости, в частности.

    Впервые разработаны и охарактеризованы:

    - критерии и показатели уровня сформированности резильентности и жизнестойкости, а также апробирована батарея диагностических методик, позволяющих оценить степень сформированности названных феноменов

    -модельные характеристики уровней сформированности резильентности.

    -механизм развития резильентности у подростков с зависимостью

    - содержание модели процесса развития резильентности, включающее в себя аналитико-диагностический, прогностический, деятельностный и рефлексивный этапы.

    - инвариантная модель профилактики зависимого поведения несовершеннолетних, включающая в себя описание содержания развития трех ключевых компонентов резильентности (вовлеченность, контроль и принятие риска) в социально-психологическом, социально-педагогическом, социально-правовом и социально-медицинском направлениях

    - методика развития резильентности у подростков с зависимостью, включающая в себя инновационную по содержанию комплексную по характеру коррекционно-развивающую работу по нескольким трекам: а) формирование у подростков личностных ресурсов сопротивления стрессовым, фрустрирующим обстоятельствам, отношения к неизбежным изменениям как к вызову и т.д.; развитие социально-педагогических и культурных условий проявления резильентности\жизнестойкости; развитие компетенций конструктивного самосохранительного поведения; формирование субъективной правовой (нормативной) ответственности

    - принцип и механизм конструирования основных и прикладных вариантов предлагаемой модели,

    - матрица конструирования содержания конкретных программных мероприятий для различных возрастов участников,

    - система сопровождающих мотивационных методик активизации стратегий преодоления трудных жизненных обстоятельств несовершеннолетних и их родителей

    - комплексы методических материалов для реализации базовых и вариативных модулей программы

    - система мониторинга эффективности профилактических программ на основе оценивания развития врожденных динамических свойств личности на примере резильентности

    - методические рекомендации с учетом выявленных закономерностей и опыта организации профилактической деятельности в учреждениях социальной сферы (опубликованы в форме

    - программы для учебных курсов (программ повышения квалификации).

    Опубликованы: методические рекомендации «Профилактический потенциал развития резильентности несовершеннолетних», «Методика развития резильентности у подростков с зависимостью: методические рекомендации»; монография «Резильентность подростков со слабоалкогольной зависимостью».

    Дальнейшее исследование возможно в применении профилактического потенциала развития резильентности у лиц с различными типами зависимостей.



    Возврат к списку

    Вернуться наверх